Перейти к основному содержанию

Главная      СЕРГЕЙ УСПЕНСКИЙ: "Мой девиз сильнейший среди равных

СЕРГЕЙ УСПЕНСКИЙ: "Мой девиз сильнейший среди равных

Его нельзя назвать типичным представителем мира автобизнеса. Глава известной компании "У-Сервис+", успешный предприниматель - это одна ипостась Сергея Успенского. Вторая - не менее успешный спортсмен. 15-кратный чемпион страны по ралли, трековым и кольцевым гонкам, призер нескольких этапов чемпионата Европы по ралли, 7-кратный победитель отечественной гонки "Все звезды", в которой участвую самые именитые наши пилоты. Правда, недавно он объявил о желании завершить участие в чемпионате России и больше внимания уделять бизнес однако совсем расставаться с автоспортом не собирается.

На работе он продает машины, свободное время проводит на раллийных трассах. Своеобразный объединяющий символ того и другого - рыцарские латы, украшающие его кабинет. Эти доспехи Успенскому подарили сотрудники фирмы, когда ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта России.

- Какой талант проявился раньше - гонщика или бизнесмена?

- Наверное, они почти одновременно стали проявляться. Я начал заниматься автобизнесом, если это можно было так назвать, еще в советские времена. После школы одновременно поступил в вечерний институт (втуз при ЗИЛе - так он назывался) и устроился на работу в заводскую лабораторию испытаний. Первая запись в трудовой книжке: "Водитель-испытатель". Из-за этой записи, кстати, в армию не попал: вместо срочной службы меня "призвали" возить военкома Фрунзенского района Москвы. Потом нашел себе замену, и военком отпустил меня доучиваться. Я вернулся в родную лабораторию испытаний, в которой была своя кроссовая команда - два экипажа. Вся лаборатория жила духом спортивных соревнований, все - и я в том числе - помогали готовить грузовые машины к гонкам. Неожиданно один из автомобилей освободился - гонщик уволился с завода. Наш начальник устроил для водителей-испытателей соревнования за право выступать на этой машине. Я, самый молодой среди них, оказался и самым быстрым. Первые мои соревнования были за приз завода им. Лихачева, в 1977 году. Там я завоевал свой первый разряд по автоспорту. Вот тогда-то, наверное, и проглотил "гоночную бациллу", заболев автоспортом на всю жизнь.

К сожалению, вскоре кросс на грузовых автомобилях запретили. Кто-то из государственных чиновников увидел, как на одной из гонок машины "срезают" трассу по пшеничному полю. Мало того что мы разрушаем автомобили, так еще и губим урожай!..

И вновь - занятия в институте, работа в лаборатории, поиск себя. Оказалось, что я умею чинить и строить автомобили. Вот этим в основном и занялся. Брался за любую работу и выполнял ее быстро. Мне очень хотелось накопить на свой автомобиль.

- Нелегальное предпринимательство в те времена не поощрялось

- Ну, предпринимательством это нельзя было назвать. Органы интересовались теми, кто угоняет автомобили, а не теми, кто их чинит. В то время хорошие инструменты и оборудование купить было невозможно, приходилось работать чуть ли не в буквальном смысле молотком и напильником. Но, видимо, результат на выходе был стоящим, потому что недостатка в клиентах я не испытывал. В итоге на машину заработал. И начал на ней гонять

- По обычным улицам?

- Да, ездил очень агрессивно. Конечно, специально окружающих не пугал, но, наверное, они меня пугались. Пару раз попал в серьезные аварии. Тогда мне товарищ посоветовал не устраивать экстрим на улицах, а заняться ралли. Прислушался к совету. "Копейку" свою переделал, полгода ее дорабатывал. Запчасти тогда доставались туго, приходилось изворачиваться - ездить за ними даже в Тольятти на заводскую свалку или в магазин "некондиции". Когда сделал машину, стартовал на ней в ралли-кроссе в Измайлове. В этих соревнованиях участвовало много именитых гонщиков. Я, новичок, сразу занял второе место и, кстати, получил звание кандидата в мастера спорта.

С того дня и началась, по сути, его гоночная карьера. Как выразился известный гонщик Владимир Нейман, "Успенский ворвался в автоспорт". Причем ворвался самостоятельно, без наставников, которые вели бы новичка за руку

- Единственный человек, которого я могу назвать своим учителем в автоспорте, - это литовец Йонас Дерешкявичус. Я с ним познакомился в самом начале моей раллийной карьеры. Мы понимали друг друга с полуслова - он мог, например, по телефону рассказать мне, как проходить тот или иной поворот. Я перенял от него многие качества, которые помогли выигрывать.

- Так и продолжали убивать личные машины в гонках?

- Нет, после выступления в Измайлове был приглашен в ДОСААФ ЗИЛа, где мне для подготовки к соревнованиям торжественно выделили списанный автомобиль - без днища и без мотора. Я с энтузиазмом взялся его варить и готовить к соревнованиям. И одновременно продолжал выступать на своей личной машине уже в ралли.

Позже побывал в разных командах, в том числе в СКА МВО. Этот эпизод интересен тем, что срочную службу в этой команде в то время проходили такие известные ныне спортсмены, как Денис Левятов и Борис Шульмейстер. Они тогда были у меня механиками. Затем Виктор Алексеевич Щавелев, возглавлявший спортбюро АЗЛК, пригласил меня к себе. Я оказался в одной команде с замечательным гонщиком Владиславом Штыковым. Конечно, профессиональная спортивная команда, к тому же заводская, открывала большие возможности. Очень серьезное техническое обеспечение, практически неограниченное количество бензина, резины, амортизаторов и даже фирменные сиденья и комбинезоны, о которых в частных командах можно было только мечтать, - все это у нас было. А также постоянные тренировочные сборы, тесты, выезды на соревнования в Прибалтику и за рубеж. Кстати, именно в составе команды АЗЛК я занял 2-е место на одном из этапов Кубка соцстран и стал мастером спорта международного класса.

Однако советская бюрократическая машина тормозила наше развитие. В этом нет вины завода, но так получилось, что спорт вне стен АЗЛК стал развиваться быстрее, чем внутри. И мы со Штыковым ушли. Он - в перспективную команду "АвтоВАЗтехобслуживание под руководством Владимира Неймана, а я вернулся к себе в институт создавать спортивную лабораторию при кафедре, которой руководил Рубен Петрович Кушвид, страшный энтузиаст автоспорта

- Самых больших успехов вы достигли в ралли. А на "кольцо" вышли один раз, стали чемпионом России - и на этом остановились. Почему?

- Не только в ралли, но и в трековых гонках, которые я люблю не меньше. А на "кольцо" я выехал по желанию команды, за которую тогда выступал. С удовольствием проездил один сезон, он был интересен с точки зрения познавательности. Титул я выиграл, но понял, что кольцевые гонки - это не мой вид автоспорта. Мне скучно ездить по одному и тому же кругу.

- На раллийной трассе, конечно, не заскучаешь. Часто возникают непредвиденные ситуации?

- Ралли все состоит из непредвиденных ситуаций, потому что оно проходит по дорогам общего пользования, по лесам, по горам и степям. Дорога может измениться из-за дождя, снегопада, выкатившегося из-под колес камня, проехавшего раньше автомобиля. На дорогу может выйти какое-нибудь животное, а иногда даже выехать трактор, потому что идеально перекрыть все подъезды и выезды, стежки-дорожки просто невозможно. Конечно, такие экстремальные ситуации - редкость, но раллист должен быть готов ко всему все время.

- Российское ралли - это профессиональные гонки или спорт бизнесменов?

- Вообще-то гоночную лицензию у нас имеют 6.000 или 7.000 человек, точно не помню. Однако профессиональных пилотов - людей, которые гонками зарабатывают на жизнь, - сейчас практически нет. Пожалуй, единственный успешный профессионал сегодня - потомственный гонщик, мастер спорта международного класса Андрей Жигунов. Конечно, чем богаче человек, тем более быструю машину он может себе позволить. Автомобиль для ралли обходится в 150.000-200.000 евро, а служит два-три сезона. Плюс дорогие запчасти и обслуживание. Даже топливо приходится покупать за границей. Поэтому очень часто соревнуются не гонщики, а их кошельки. Например, некоторые участники после каждого этапа разбирают машину, дорабатывают ее. Это стоит огромных денег. Я же, например, "вскрываю" мотор осенью, после окончания сезона. Считаю, что так же должны поступать и остальные

- Почему?

- Потому что, чем меньше бюджет, тем больше появляется команд. Спорт должен быть массовым, а не элитарным. Мой девиз: "Сильнейший среди равных".

- Как вы питаетесь во время гонок? Приходится отказываться от любимых блюд?

- Разумеется, стараешься не наедаться. Иначе пища будет стоять в горле. Особенно не дай бог съесть яичницу! Весь день во рту будет вкус желтка. Чаще всего обходишься легким завтраком - обычно это кофе или чашка шоколада, банан. Я на гонки беру мед, завариваю крепкий чай с лимоном - в общем, то, что дает энергию. А нормально поесть можно только один раз, вечером после гонки

- Жестокая получается диета

- А гонщику лишний вес ни к чему. Видели в телерепортажах, как машины с трамплина на трамплин прыгают? Красиво. Но если так бросить обычного человека - позвоночник в трусы осыпется. Вибрационная нагрузка очень высока, поэтому пилот должен быть худым и поджарым, как жокей. Руки-сильные.

- Любой успешный гонщик мечтает воспитать ученика.

- И я мечтаю. Но не сейчас. Понимаете, я практически всегда участвовал в гонках за свои деньги и вкладывать их в другого, пусть и очень талантливого пилота, пока не готов. Впрочем, я завершаю активную гоночную карьеру и, может быть, найду средства на учеников. В этом году, например, делаю первый шаг в этом направлении. В следующем сезоне за команду "УРТ" при нашей поддержке поедет молодой гонщик Александр Гаврилов.

- Есть шанс, что у нас появится раллийная команда, которая сможет выступать в гонках мирового уровня?

- Важно, чтобы она не просто появилась, а появилась на долгосрочной основе. В России, как правило, команды создаются непонятно для чего - и умирают, как только их хозяину надоедает эта "игрушка". Нужен серьезный многолетний проект. В кольцевых гонках есть подобный коллектив - "Лукойл Рэйсинг". Очень хочу, чтобы такая команда появилась и в ралли.

- Уйти из автоспорта - решение окончательное?

- Из российского - да. Здесь мне доказывать ничего не надо - все уже доказал. Не буду загадывать, но хотел бы покататься на этапах чемпионата мира. Просто "для себя". Хотя я уже пробовал и без подготовки занял десятое место в гонке. По-моему, неплохой был результат

На площадке перед его офисом среди иностранных машин стоит грузовик ГАЗ-63. Это один из личных автомобилей Успенского. Совсем недавнее приобретение, и Сергей все еще не нарадуется случайной покупке.

- Пробег всего 1.000 километров. Хочу полностью его привести в первоначальный вид, чтобы даже педали были такие, как в тот день, когда он сошел с конвейера. Я уже на нем прокатился. Передачи переключаешь с двойным выжимом сцепления, с перегазовкой кайф! По паспорту должен выдавать 65 км/ч. Я ведь за рулем точно такого же грузовика сдавал экзамен на права. Еще в школе - знаете, были тогда занятия по профориентации для старшеклассников

- А когда впервые "познакомились" с автомобилем?

- Еще в младенчестве. Мой отец был конструктором, работал в КБ Туполева. В 1937 году их всех репрессировали, и они продолжали создавать самолеты уже за решеткой, в так называемой "шарашке". А через десять лет, когда отца реабилитировали, ему выдали трофейный "Horch" - как было написано в документах, "в качестве компенсации в связи с реабилитацией". Между прочим, наш "Хорьх" сохранился до сих пор, сейчас он находится в Вильнюсе, в личном музее известного гонщика советских времен Стасиса Брунзы. По крайней мере, пару лет назад был еще там

- На чем ездили подростком?

- На "Украине". Это марка велосипеда. Между прочим, я на него сам зарабатывал. На каникулах, приезжая к бабушке, работал в колхозе. И на заготовке силоса, и на стоговании, и свеклу полол. На свекле платили 25 копеек за грядку, а грядка длиной 3 км. Вот так за лето сколотил капитал - 18 рублей. Отец добавил 30 рублей, и я стал обладателем велосипеда.

- И все же, откуда столь теплые чувства к грузовику?

- Так с него и началось увлечение автомобилями. В детстве я хотел стать дрессировщиком, потом до 9-го класса занимался конным спортом - были и победы в юношеских соревнованиях по конкуру, и сломанная ключица на память о скачках с препятствиями. А потом впервые сел за руль ГАЗ-63. Это был переломный момент! С того времени я "заболел" машинами, а позже - и автоспортом.

- Сейчас по обычным дорогам вы тоже на спортивных автомобилях предпочитаете ездить?

- Нет, мне нравятся большие внедорожники. Недавно, например, пересел на "Nissan Armada". Дело в том, что я по натуре турист и охотник. Люблю выбраться на природу, в совсем глухие места, где даже мобильный не работает, и проторчать там дня три. Есть у меня такое место - на озере Витьбино, рядом с Селигером. Там, кстати, приходится пересаживаться на "уазик" - ничего лучшего для охоты в такой глуши не придумаешь.

- Любите пострелять?

- Это было бы неполным объяснением. Знаете, есть любители - подстрелит, например, утку и бросит. Я таких презираю, говорю: вы бы лучше на стенде тарелочки разбивали Настоящий охотник зверя не убивает, а добывает. Дичь, добытая тобой, - это совсем не то, что просто дичь. Особенно хорошо приготовленная. У меня всю охотничью добычу готовит жена Марина - она это умеет.

- Ага, вот мы и добрались до гастрономических пристрастий. Так что же предпочитает гонщик после гонок, если он не только раллист, но еще и охотник?

- Из обычной дичи самым вкусным мне кажется мясо дикого кабана. Но есть блюда и более изысканные. Холодец из губы лося не пробовали? Редкостный деликатес. Или копченый хвост бобра - даже не знаю, с чем можно сравнить его вкус. Царская пища!

- Под рюмку водки, разумеется?

- Под рюмку самогона. Я сам его изготавливаю для охоты.

- А опасные случаи на охоте бывали?

- Очень рискованно добывать лося "на реву", то есть когда у них брачный сезон. Это старинный, теперь очень редкий вид охоты. Сохатый во время гона ищет соперника, чтобы показать свою силу. А ты ходишь по лесу, ломаешь кусты, "мыкаешь", подражая голосу зверя, - в общем, изображаешь этого самого конкурента, вызываешь лося на себя. Когда появится - надо не промахнуться. Самое опасное - если только ранишь. Лось не соображает, что в него выстрелили, он убежден, что его ударил рогами соперник, и продолжает рваться в бой

Бизнесменом он стал в начале 90-х. Денег на спорт требовалось все больше, а финансировать увлечение по-прежнему приходилось в основном из собственного кармана. Заняться торговлей иномарками ему предложили в 1992 году, и Успенский сразу отказался.

- Мы с друзьями-гонщиками тогда зарабатывали на хлеб, ремонтируя чужие машины. Пришли к нам из компании "Subaru" и спросили - не хотим ли заняться обслуживанием их автомобилей? Они сделали акцент именно на спортивную команду. А мы: да нет, лучше будем участвовать в гонках Просто повезло, что через год японцы повторили предложение. И мы открыли в Москве первый сервис этой марки. Сначала ремонтировали автомобили, а позже стали их продавать, не имея полноценного салона, фактически с письменного стола. Потом арендовали разваленное помещение, принадлежавшее ЗИЛу. Постепенно привели его в нормальный вид. И продажи пошли А в 1997 году этот центр был признан лучшим центром "Subaru" в Европе.

- Качества, присущие спортсмену, пригодились в бизнесе?

- И в спорте, и в бизнесе мне помогало умение концентрироваться на поставленной цели.В конце концов я ее добивался. Конечно, и там, и там необходимо не только желание, но и интуиция. Очень упорный человек обязательно преодолеет планку, которую для себя поставил. Но человек, у которого хорошо развита интуиция, сможет сделать это гораздо быстрее.

- Вы удивили многих коллег, снявшись в рекламе известной японской компании, выпускающей электронику

- На самом деле ничего удивительного здесь нет - это предусмотрено спонсорским контрактом. Корпорация, которая предложила мне сняться в рекламном ролике, много лет поддерживает нашу спортивную команду. К тому же интересно было попробовать себя в новом амплуа. Я два дня чувствовал себя актером кино. В итоге ролик понравился всем - и заказчикам, и мне, и коллегам

- По работе вам приходится много общаться с японскими бизнесменами. Говорят, с ними труднее, чем с европейцами?

- Зато у японцев есть чему поучиться. Например, сдержанности, уступчивости, терпению. И принципу "посчитай до ста, прежде чем принимать решение". Раньше я всегда рубил с плеча, спешил, поэтому допускал много ошибок. После общения с японцами стал более вдумчивым. Разумеется, это положительно отразилось на делах компании.

- Дела, похоже, идут. У вас появилась собственная инжиниринговая структура

- Да, на базе нашей спортивной команды. Получили право от STI (Subaru Tecnica International - подразделение, занимающееся спортивными проектами) на производство в России автомобилей "Subaru" группы N, то есть гоночных. Берем серийную машину и строго по правилам FIA готовим ее к соревнованиям. Проводим глубокий тюнинг. Между прочим, такого моторного стенда, как у нас, нет больше ни у кого в России Собственно, это логическое продолжение моей карьеры гонщика и бизнесмена. В этом году я уже ехал на гоночной "Subaru", которую мы запустили в производство. В итоге сезон для меня получился исследовательским. Из-за технических рисков (англичане в этом случае говорят, что у машины "режутся зубки") я фактически потерял два этапа. Так что перед двумя последними гонками создалась ситуация, ставшая ключевой интригой всего чемпионата: чтобы выиграть титул, мне необходимо было стать первым на обоих этапах.

- Эта работа приносит доход?

- Пока только забирает вложения. Но в перспективе мы надеемся, конечно, получить коммерческую отдачу.

- Многие предприниматели не могут забыть о своем бизнесе даже на курорте. Постоянно звонят в офис, узнают, как там дела. Вы этой профессиональной болезнью не страдаете?

- У меня получается полностью переключаться. Например, когда участвую в ралли или выбираюсь поохотиться, по делам бизнеса ко мне лучше не подходить - все равно ничего не скажу, потому что в это время думаю совсем о другом. А потом, когда возвращаюсь из отпуска, снова "включаю" себя в деловой режим.

- У вас есть собственная формула делового успеха?

- Я стараюсь давать своим менеджерам максимум свободы. Поэтому в компании нравится работать людям творческим, которые постоянно генерируют идеи и воплощают их в жизнь. А те, кто привык быть простым исполнителем, в нашей команде чувствуют себя не совсем уютно.

- Можно усердно трудиться с 9.00 до 18.00 и затем "по звонку" уходить домой, а можно жить работой. Вам какой из этих подходов ближе?

- Рассуждая теоретически, наверное, первый вариант - правильнее. Но у нас так не получается. Мы управляем работой и живем ею, хотя я не стану утверждать, что так и надо.

- Каких высот вам еще хотелось бы добиться в бизнесе?

- Я создал успешную компанию. А стремления стать лидером рынка, как у некоторых коллег, у меня нет. Ведь тогда придется расстаться с любимыми увлечениями. Жизнь превратится в одну сплошную работу. Нет, такой вариант не для меня.