Перейти к основному содержанию

Главная      Идет охота на "Газель"

Идет охота на "Газель"

За маршрутной "газелью" неотступно следовала машина ДПС. Каждое нарушение водителя фиксировали инспекторы ГИБДД и два независимых свидетеля. На конечной остановке было предъявлено обвинение...

Это не сюжет киношного детектива. Примерно так и выглядел рейд "Автобус", который проводился в Оренбурге впервые. ГИБДД решилась на такой шаг, как объяснили нашему корреспонденту, из-за безобразного поведения водителей маршрутных такси.

Подобные мероприятия будут проводиться регулярно. Все мы ездим на маршрутках и видим, что они вытворяют. В таких случаях нужно на нарушителей писать заявления куда надо, а не молчать. Когда водитель будет знать, что все пассажиры - его контролеры, тогда и хулиганить перестанет. Увы, у ГИБДД пока нет серьезных рычагов воздействия на частников.

Маршруты мы выбирали по наибольшему количеству жалоб - это 45, 51,56,137 и 37т.

Итак, операция "Автобус" началась. Машина ДПС выезжает с территории областного ГИБДД, в пути знакомлюсь с участниками рейда. За рулем старший лейтенант Дмитрий Скурьят. Его коллега - лейтенант Игорь Устюгов. В качестве свидетеля - пенсионер Виктор Торопов. К моему удивлению, Виктор Константинович никогда не работал в милиции, но является добровольным помощником при полку ДПС. Всем бы гражданам России да такую сознательность...

На проспекте Гагарина Устюгов и Торопов садятся в "газель" 56 маршрута, номер К248НВ, на задней двери - дельфинчики. Машина ДПС трогается следом. На часах 15.45. Охота началась.

- Ну вот, первое нарушение, скоро говорит инспектор. - Одну остановку не проехали, а "газель" уже обогнала грузовик справа. На другую полосу можно перестраиваться, но такой обгон - серьезное нарушение. Наш "подопечный" остановился на "Радуге", а нам придется проехать мимо... Надпись "ДПС" внимание привлекает. Нельзя маячить у него за спиной, может что-то заподозрить.

Старший лейтенант останавливает машину и ждет, когда маршрутка опять нас обгонит. Вижу, что Дмитрий Владимирович слегка нервничает. Вряд ли из-за желания придраться к нарушителю, скорее, из чувства справедливости - должно же зло быть наказано!

- Раньше большинство автолюбителей ставили машину на зиму в гараж, - рассказывает он. - Сейчас зимой ездят все - пенсионеры, инвалиды и люди с маленьким водительским стажем. И у многих наплевательское отношение друг к другу и правилам дорожного движения. Впрочем, пешеходы тоже бывают невоспитанные - некоторые дорогу переходят, как по тротуару гуляют. А когда пытаешься говорить им о нарушении правил дорожного движения (ПДД), заявляют: "Вы бы лучше за водителями следили". А мы за всеми следим!

Я призналась старшему лейтенанту, что год назад меня оштрафовали за переход улицы в неположенном месте. Было не 50 рублей жалко, а своего времени - ведь пришлось отстоять очередь в банке, а потом везти квитанцию в областную ГИБДД. После всего этого стараюсь закон не нарушать, себе дороже выйдет.

- Где, говорите, улицу перешли? - заинтересовался Скурьят. - На Пролетарской? Наверное, возле магазина "Интерьер", да? Ну вот, видите, на одних людей такие меры действуют, а на других - нет.

Труднее всего работать с женщинами от сорока лет и старше, Они знают что силу применить мы не имеем права, просто разворачиваются и уходят. Пытаешься взять за локоток - устраивают скандал.

Применять силу разрешается только к преступницам, а за административное правонарушение даму в отдел не потащишь. Проще с мужчинами и молодежью.

Коллеги из "газели" вскоре звонят и сообщают, что служебная машина может ехать сразу на конечную остановку. Видимо, получили столько информации, что тотальная слежка больше не нужна.

Подъезжая к железнодорожному вокзалу, увидели аварию. Возле остановки желтая "газель" 56 маршрута, а сзади ее "поцеловала" черная "Волга". Пострадавшие водители сообщают, что жертв нет, но нужно вызвать сотрудников ДПС. Скурьят по рации связывается с коллегами.

- Ждите, скоро инспектор приедет, - говорит старший лейтенант водителям и, отъезжая, обращается ко мне: - Здесь явное несоблюдение дистанции, кажется, виновата "Волга". Хотя, кто знает, может, "газель" шла задним ходом. Ребята приедут, разберутся. Одновременно с нами на привокзальной площади появляется и "газель" с дельфинами. Вскоре в нашу машину садится ошарашенный водитель маршрутки - похоже, он никак не ожидал, что сотрудники ГИБДД будут фиксировать все его проколы.

По закону полагается выписывать постановление только на одно правонарушение, и милиционеры из трех выбрали самое грубое - обгон справа. Предприниматель Игорь Александров (фамилия изменена) категорически отрицал свою вину. Сначала заявил, что такого в правилах нет - в ответ ему предъявили брошюру с ПДЦ. Потом Александров развернул целую речь, что к этому у нас сейчас лояльно относятся, и вообще, без мелких нарушений ездить невозможно.

- Подумаешь, деду дорогу не уступил! - возмущался частник. - Ну бывает, у нас все-таки конкуренция.

- Так вы считаете, пешеходам дорогу уступать не надо? - вкрадчиво спросил Дмитрий Скурьят.

- Как сказать... - осекся водитель. - Это у меня сорвалось, я же материально потерял. Неправильные ваши действия, неправомерные!

Долго бушевал Александров по поводу того, обгонял ли он грузовик возле магазина "Радуга". Действительно, не всем водителям нравится, когда впереди плетется колымага со скоростью 30 километров в час. Согласно ПДД, ее можно обогнать слева или перестроиться на правую полосу. Перестроиться, а не обогнать!

- Хотите, я вам сейчас скажу, какая конкретная ситуация могла бы произойти? - сердито спросил нарушителя старший лейтенант. - Когда обгоняли грузовик, вам просто повезло! Тормозной путь автомобиля, идущего на скорости 40 кэмэ в час да на мерзлой дороге - 20 - 30 метров!

Дальнейшие речи частного предпринимателя повергли меня в шок. Мол, троллейбусы нужно пускать только в часы пик, потому что днем они полупустые ходят и "газелям" мешают. Плату за проезд в частных автобусах надо повысить, потому что только полдня ездишь, чтобы ГСМ окупить (по моим сведениям, из неофициальных источников, средняя зарплата газелиста составляет 12 - 15 тысяч рублей - Авт.). Как можно ездить по правилам, это же мелочи... И вообще, он потерял 300 рублей плюс 200 рэ штрафа - это катастрофа!

- И такие водители - буквально каждый второй, - сказали милиционеры, когда частник вышел из служебного авто. - Этот экземпляр еще не самый буйный. Некоторые требуют адвоката и потом в его присутствии права качают.

- И все же у этого товарища глаза округлились, когда мы ему удостоверения предъявили, - усмехнулся Торопов. - Не ожидал, что за ним следят. И все равно спорил и чего-то доказывал...