Перейти к основному содержанию

Главная      НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ

НА КРУТЫХ ВИРАЖАХ

В календаре российских соревнований, которые проводят областная федерация автомотоспорта и облспортуправление, есть мотокросс памяти Героя Советского Союза, Национального героя Италии Федора Полетаева. В его рамках разыгрывается специальный приз памяти заслуженного тренера России Виктора Адояна. О замечательном советском мотогонщике Адояне и его друзьях-товарищах рассказывает сын Виктора Арамовича-Александр.

Некогда только в одной Рязани, не говоря уж про область, соперничали три (! ) полнокровные, с представительством во всех классах, мотокоманды. Самая старейшая, с глубокими корнями, старшая и по времени, и по статусу - команда областного автомотоклуба, ее истоки начинаются в далеком 1946 году с открытия Рязанского автомотоклуба ОСОАВИАХИМа, За более чем полувековую историю клуба в его рядах мужали и крепли патриотические и спортивно-технические характеры многих сотен мотоспортсменов, защитников Родины. Из массового мотоспорта выкристаллизовывалось высшее спортивное мастерство.

Иван Мельников, Иван Архипов, Владимир Иванов, Павел Подзолов, Виктор Адоян, Святослав Ястребов об разуют ядро команды, их яркие победы на всесоюзных чемпионатах закладывают начало славных традиций рязанского мотоспорта. Затем Виктор Адоян и Святослав Ястребов привозят в Рязань первые золотые медали Международной мотоциклетной федерации. В прессе долго эксплуатируется каламбур: "Советская многодневная сборная от А до Я состоит из рязанцев! От Адояна до Ястребова! "

Популярность рязанского мотоспорта достигает невероятных высот. Опыт и традиции бережно передаются от старших и мудрых к молодым и горячим. Спортивные традиции команды приумножают Григорий Шулик, Николай Пронин, Владимир Поляков. Григорий Шулик подкрепляет Адояна и Ястребова в сборной СССР, Владимир Пронин играючи выигрывает мотокроссы и чемпионаты России и СССР по мотомногоборью.

Молодые и горячие мудреют, продолжая оставаться горячими, спортивный опыт перенимают следующие чемпионы - Владимир Каблуков, Александр Куприянов, Анатолий Большагин, и на протяжении почти полувека Виктор Арамович Адоян - бессменный "папа", соратник и друг, тренер и наставник, воплощающий в жизнь мечту многих мальчишек.

В жизни рязанского автомотоклуба (позже - СТК областной автошколы ДОСААФ) были различные периоды, и у каждого - свои имена. Ветераны ДОСААФ с теплотой вспоминают начальника автошколы, старшего лейтенанта Николая Дмитриевича Подзолова. Владимир Пронин и одноклубники с улыбкой воскрешают эпизод, относящийся к другому периоду, к периоду "Не шуметь! Не рычать! Не трещать! " Владимир помнит, как нестерпимо горячо носком сапога затыкать глушитель, а Рязань помнит (треск спортивных мотоциклов, как его ни души, всегда был узнаваем, бодрил, завораживал и приковывал к себе внимание прохожих) группу мотоциклистов в неестественных позах, "эквилибрирующих" между, простите за каламбур, Ньютонами и децибелами по улицам Рязани. Это - выезд мотокоманды на тренировку своим ходом, что категорически не приветствовалось, но запланированную тренировку не могло отменить ничто, тем более отсутствие доставляющего грузовика! Кстати сказать, в 1956 году сборная СССР в составе 18 человеко-мотоциклов прокатила своим ходом от Праги, через две границы 500 километров по дорогам Чехословакии и автобанам ФРГ к месту старта FIM, s SIX DAYS TRIAL в Гармиш-Партенкирхен. Наверняка Пронина Адоян научил глушитель ногой затыкать.

Был период и "Не пущать! ". О нем с большей достоверностью может рассказать нынешний президент Национальной Российской мотоциклетной федерации, мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер России Григорий Иванович Шулик, и тут, как вы догадываетесь, без Адояна тоже не обошлось.Остановить рязанцев уже было нельзя.

Появилась мотокоманда завода "Красное знамя", СТК "Чайка". Олег Пчелинцев, получивший свой первый спортивный мотоциклетный опыт в областном СТК, по предложению Адояна организовал на родном заводе команду и долгие годы посвятил организаторской и судейской работе - сначала в "Чайке", проводя мотокроссы на призы завода, а затем и в областной ФАМС. Сейчас судья всероссийской категории Олег Алексеевич Пчелинцев входит в оргкомитеты большинства российских автокроссов, а в качестве главного судьи соревнований обеспечивает безопасность и чистоту спортивной борьбы.

Мотокоманду "Чайка" представляли заводчане. Ветеран рязанского мотоспорта Анатолий Филькин, Виталий и Евгений Дрокины, получив мотоциклетную закалку, достигли больших успехов в картинге. Как не вспомнить изобретателя, находившегося в неутомимом состоянии поиска технических решений вечного двигателя, "кулибина" - Валерия Вереникина! Его домашний, нахимиченный до 500 кубов, с облегченным коленвалом, с зажатым картером, с напиленными в ЧеЗетовском цилиндре по секретным разверткам окнами ИЖ-Планета-Спорт, при попытках пуска с кикстартера человеку ногу мог оторвать. А двухметровый, нехрупкий Валерий творил чудеса. С третьего-четвертого подпрыгивающего движения двигатель пускался, пытаясь вырваться из рамы, и Валера на заднем колесе уносился в будущее. А вдохновленные зрелищем товарищи, борясь со смехом и гравитацией, исполняли пантомиму: широко, на уровне руля и максимально вправо, расставив руки, оттачивали движения ноги в борьбе с компрессией и ранним зажиганием, синтезируя лезгинку и еще что-то в одном танце.

Под контролем Пчелинцева делает первые круги на "Макаке" юный Володя Каблуков. После службы в спортроте ГСВГ, взрывной забияка, покоритель женских сердец, заново рожденный в клинике имени Бурденко, куда он был доставлен из Львова с мотокросса Кубка дружественных армий (там Владимир представлял мотокоманду ГСВГ), возвращается в молодую "зиловскую" команду.

А вот - команда Рязанского завода автомобильных агрегатов ЗиЛ с ее лидером и на тот момент наставником Петром Хренковым. В недрах дружины молодого крупного предприятия выплавлялись и крепчали спортивные характеры неукротимого ИЖиста Виктора Шляндина, хитроприщуренного, никогда не унывавшего Михаила Кирьянова, до сих пор стартующего в мотокроссах.

Михаил вслед уезжающему на очередной старт Виктору Шляндину кричал сквозь шлем и треск моторов одну из своего неистощимого арсенала кричалку -бодрилку-заводилку: "Когда на старт выходит класс 350, день становится ночью! ". Заводилка эта, оторванная от контекста, от обстановки предстартового состояния и сказанная кем-то другим, кроме Михаила, вызывала у Шляндина справедливый классовый гнев, и его огромный, даже не сжатый в кулак, аргумент мог покалечить любого классового обидчика.

Мотоспортсмен, гимнаст, хохмач и выдумщик, механик от бога Владимир Калуцкий неоднократно приглашался в сборную СССР по многодневке в качестве старшего механика. Помимо "механизаторского" таланта, Владимир в совершенстве владел секретами кулинарного искусства. Некоторое время Петр Хренков и Владимир Калуцкий составляли единый экипаж: Хренков - рулевой, Калуцкий - колясочник. На мотокроссе в Ярославле, после тренировочного дня, чувствуя диссонанс в своих действиях на трассе, члены экипажа, друзья по жизни, косо взглянули друг на друга. Тренер Адоян таких взглядов экипажа понять не мог. В гостинице, за ужином, вместе с насупленным экипажем размышляли о составляющих успеха. Цитирую тренера: "Чтобы быстро ехать, необходимо синхронно видеть, синхронно мыслить, синхронно реагировать на мгновенно меняющуюся тактическую обстановку, да не у себя под носом, а на пять поворотов вперед, необходимо полное, абсолютное, на уровне телепатического, взаимопонимание". За соседними столами, чтобы быть в курсе, перестали жевать. Резюме утонуло в хохоте команды: "У вас еще не все потеряно для отработки телепатического понимания и синхронизации движений". И на "лекцию" Арамыча, конечно же, не обижались.

(Продолжение следует).