Перейти к основному содержанию

Главная      Внимание, пешеход!

Внимание, пешеход!

С начала года в Москве произошло 3500 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. При этом погибли более 300 человек. Почти половина наездов произошла по вине водителей, треть из них - в зоне пешеходных переходов. В целях повышения эффективности профилактической работы среди водителей, предупреждения и пресечения нарушений правил дорожного движения с их стороны, а также предупреждения дорожного травматизма с 10 августа столичное ГИБДД проводит общегородскую операцию "Зебра". За тем, как она проходила в Северо-Восточном округе, наблюдал наш корреспондент.

"Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть". Это высказывание принадлежит не мне, а Илье Ильфу и Евгению Петрову. Глядя на то, что творится на дорогах нашего города, создается впечатление, что современное общество либо сроду не читало классиков, либо напрочь их забыло. Главный герой их романов - гражданин в фуражке с белым верхом, неоднократно произносил с сожалением фразу: "Нет. Это не Рио-де-Жанейро". Самому мне, так же, как и ему, не посчастливилось побывать в этом городе, но почему-то я уверен в том, что тамошние автомобилисты уважают пешеходов куда больше наших соотечественников. События, описанные далее, происходили обычным будним днем у станции метро "Медведково". Независимо от дня недели здесь всегда многолюдно. Одни выходят из автобуса и спешат поскорее спуститься в метро, другие, вынырнув из подземки, стараются успеть на отъезжающую маршрутку. Вот здесь и кроется основная опасность - не попасть под колеса проезжающих по улице машин. Метро и стоянку общественного транспорта разделяет проезжая часть, совсем не широкая, всего две полосы, но автолюбителей, спешащих по своим делам, превеликое множество, а соответственно и правила нарушаются сплошь и рядом. Многие водители просто не замечают пешеходов, а есть и такие, которые, увидев живое препятствие на своем пути, не останавливаясь, объезжают его по встречной полосе, при этом выражая свой гнев пешеходу продолжительным нажатием на клаксон, мол, куда прешь, не видишь - я еду!

Взмах жезла. Инспектор останавливает "Жигули" шестой модели. Отдает под козырек водителю и задает вопрос:

- Вы давно за рулем?

- Почти 20 лет, - отвечает водитель.

Тогда причина остановки вам ясна.

- Нет, не ясна, - лицо шофера приобретает изумленное выражение.

- Вы не предоставили преимущество пешеходу, переходившему проезжую часть, - объясняет инспектор.

- А чего уступать, если он остановился на разделительной линии?

- Так если бы он продолжил переходить, вы бы его сбили, не успев затормозить, - возражает офицер.

- Да нет, что вы. До этого всегда успевал, - стуча себя в грудь, заверяет нарушитель.

Если поделить всех нарушителей, попавшихся нам при проведении рейда в процентном соотношении, то примерно половина из них после подсказки инспектора смогли вспомнить из уроков в автошколе о преимуществе человека на дороге. Четверть - знали, что нарушают правила, но многолетний опыт ездить так, а не иначе вошел в привычку - осознанно нарушать. На вопрос инспектора эти люди отвечали: "Знаю, что нарушил, но я так ездил всегда, и самое главное - как ВСЕ". Вот здесь проявляется стадное чувство, присущее нашим гражданам: как же так, я уступаю, а этот нет, чем я хуже? Еще 7-15% сидящих за рулем можно отнести к разряду людей, действующих по принципу "ничего не вижу, ничего не слышу". Типичный в этом случае диалог.

- Почему не пропустили пешехода?

- Извините, не заметил.

- Как не заметили, вы по сторонам-то смотрите?

- Никак нет. Смотрю только вперед, по сторонам не успеваю.

Впечатляющий ответ, не правда ли? Человек настолько увлечен дорогой, что предписанный ему правилами контроль за окружающей обстановкой отошел на второй план.

Есть и другая, более опасная категория водителей, которых, по моим подсчетам, где-то около 10%. О ком идет речь? Вы сами догадаетесь, прочитав типичный диалог, произошедший на том же перекрестке.

- Вы нарушили пункт Правил 12.28.

- Нарушил? Сколько? Командир, говори попроще.

- Вы не предоставили преимущество пешеходам.

- Так светофора ж нет.

- Правильно, светофора нет, это нерегулируемый пешеходный переход. Вы без остановки продолжили движение в то время, когда на "зебре" находились люди.

- А мои какие проблемы, с кем они там находились?

От такого ответа опешил даже инспектор.

В диалог встреваю я, пытаюсь пробудить у нового русского элемент сознательности.

- Представьте себе, что дорогу переходили ваши близкие.

Ответ оказался довольно неожиданным.

- Мои близкие пешком не ходят.

Сказал - как отрезал. Тут, как говорится, без комментариев.

Описанные ситуации для читателей - не новость, каждый день мы сталкиваемся с таким хамством и пренебрежением. Неужели в нашем городе совсем нет водителей, которые уважают "безлошадных"? Отнюдь. Есть, и не мало. Простояв всю смену вместе с сотрудниками ДПС в качестве наблюдателя, отметил следующее. Практически все водители рейсовых автобусов строго соблюдают правило: главный на дороге - пешеход. Удивили "маршрутчики", которые в последнее время привлекли к себе внимание прессы и контролирующих органов. Огромное количество нарушений и ряд серьезных ДТП с их участием, видимо, послужили поводом для восстановления своей репутации. Водители маршрутных такси дисциплинированно притормаживали при подъезде к переходу, вплоть до полной остановки, если на нем находились люди. За смену мы не остановили ни одной маршрутки-нарушителя. Поразили иногородние автолюбители: практически все они нажимали на тормоза, лишь только нога пешехода ступала на "зебру". Более того, некоторые из них даже делали жесты рукой - проходи!

Особо хотелось бы высказаться о слабом поле. Меня, водителя с 12-летнем стажем, достаточно часто на дороге раздражали эти непредсказуемые особы. Что на уме у женщины, не знает никто. Захочет из левого ряда повернуть направо - повернет, надо ей сдать назад на эстокаде - сдаст. Много слов, невходящих в словарь Ожегова, я отпустил в их адрес за годы, проведенные за рулем. Всегда был согласен с выражением бывалых: "Женщина на дороге, что звезда в небе - ты ее видишь, а она тебя - нет". Но на этот раз шоферская поговорка дала сбой: большинство представительниц прекрасного пола не только видят пешехода, но и уступают ему дорогу.

- Практически каждую неделю в округе совершается наезд на пешехода, чаще всего именно на нерегулируемых пешеходных переходах, - говорит старший инспектор по пропаганде ОГИБДД УВД СВАО капитан милиции Владимир Полозов. - Главная задача операции "Зебра" - профилактика данного вида нарушений среди водителей, воспитание их, привлечение внимания общественности. Мероприятие проводится в августе не случайно. Ведь именно в это время происходит массовое возвращение жителей столицы из отпусков.

"Эх, пропущу!" - именно так я хотел вначале назвать статью, но не стал воровать идею у коллег - журналистов "Авторадио" и "Комсомолки", ведь именно с их подачи этим летом на дорогах Москвы проводилась одноименная акция. Инспекторы останавливали не нарушителей, а тех, кто останавливался перед "зеброй", пропуская пешеходов. Этим водителям вручались наклейки и подарки: футболки, кружки и другие мелочи, а порой даже деньги. Так вот, по словам Владимира Полозова, эффект от этого был значительно больше, чем от штрафов.

P.S. Следую домой. Выезжаю с Ярославского шоссе на МКАД, поворачиваю на Гольяново. На этом отрезке трассы расположен заповедник "Лосиный остров". Поэтому не удивительно, что здесь развешаны предостерегающие таблички: "Осторожно - дикие животные". Вышедшего на дорогу лося мне созерцать не посчастливилось, а вот перебегающего через скоростную магистраль человека - да. К счастью для последнего, "Мерседес", мчавшийся передо мной, успел затормозить.