Перейти к основному содержанию

Главная      "Автогражданка" повышает ответственность на дороге

"Автогражданка" повышает ответственность на дороге

СТРАХОВАНИЕ

Такого мнения придерживается через год после введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности практически половина (48%) опрошенных россиян. Исследования проводились независимым исследовательским центром РОМИР-МОНИТОРИНГ. Еще около 16% считает обязательное страхование не жестко необходимым, но все же полезным нововведением.

Вместе с тем нельзя говорить о безусловной поддержке населением страны закона об ОСА-ГО. Отношение к нему, хотя в целом и оптимистичное, но с высокими требованиями. Почти никто не сомневается, что "автогражданка" - дело нужное, да и практикуется во всем цивилизованном мире. Недовольство направлено претив существующих тарифов страхования, организации и полноты возмещения причиненного вреда. Люди хотят более активных действий по действительному обеспечению безопасности дорожного движения, считают, что пока ощутимых изменений к лучшему с введением нового закона не произошло.

На Тамбовщине более 280 тыс. автовладельцев застраховало свою ответственность перед остальными участниками дорожно-транспортного процесса. Впереди - пролонгация договоров. Автолюбитель с двадцатилетним стажем А. Прокашев из Тамбова, например, готов возобновить договор по ОСАГО. Но считает величину базового тарифа чрезмерно завышенной, хотел бы узнать, как она формируется. По этой же причине водители, пожелавшие остаться неизвестными, проявили чудеса изобретательности, чтобы и на колесах остаться, и от "автогражданки" ускользнуть. Хотя бы на время.

Но автостраховщики снижать цен не собираются, напротив, базовый уровень может увеличиться, заявляют они, в зависимости от стажа вождения, возраста водителя и мощности двигателя. Уменьшение тарифов, по их мнению, сделает возмещения причиненного жизни и здоровью, имуществу и технике вреда просто очередной фикцией. Возможно, будут приняты льготы для людей с низкими доходами. Но заработают льготы с будущего года, если будут заложены правительством в бюджет.

Арифметика здесь простая.

Сумма компенсационных выплат по ОСАГО увеличивается. Только за I квартал 2004 г. она возросла более чем в 3 раза по сравнению с II полугодием 2003 г. По мнению специалистов, отталкивающихся в своих выводах от результатов практического применения ОСАГО за прошедший год, снижение тарифов не просто сделает этот сегмент рынка нерентабельным даже с учетом кросс-продаж и других перспектив, привлекающих страховщиков. Снижение тарифов приведет к значительному обрушению всего рынка, так как большинству страховщиков придется фиксировать очень крупные убытки. Для осуществления выплат по ОСАГО страховым компаниям потребуется привлекать дополнительные ресурсы.

На тамбовском рынке страхования автогражданской ответственности в настоящее время порядка 15-ти компаний. Среди них Росгосстрах, RECO, Ингосстрах, РОСНО, ЖАСО, УралСиб, "Спасские ворота", Росмедстрах, "Транс-гарант", "Согласие", "Жива-Тамбов". Доли участия на рынке распределены между ними неравномерно, от 30 до 1 %. Подавляющая часть компаний - московские сетевые страховщики, целенаправленно готовившиеся к введению данного вида страхования.

- Наш рынок только завоевывается, - сказала Е. Гречишникова, начальник отдела по ОСАГО Антимонопольного комитета в Тамбовской области, - участников много, и действуют они в равных условиях.

Но оказалось, что в ходе конкурентной борьбы за клиента допускаются и нечестные методы. Например, "предложение" водителям, находящимся на техосмотре, купить полисы ОСАГО прямо на территории областного ГАИ.

Удивляет порой, сетуют страховщики, легкомысленное отношение самих водителей к страхованию своей автогражданской ответственности. Покупают полисы у случайных людей и даже за более высокую цену, чем предусмотрено базовым тарифом. При этом не оформляют их как положено по правилам. Или приобретают с рук за полцены буквально на улице.

Любое предложение продать "автогражданку" по льготной цене должно насторожить владельца транспортного средства. Мошенников хватает на этом рынке, поэтому лучше обращаться в офис самой компании. Тем более, что многие страховые фирмы, анализируя статистические данные, могут на их основе сформулировать привлекательные предложения для автовладельцев. Некоторые так и сделали. Они предоставляют клиентам дополнительные услуги, развивают сервис, консультируют.

Динамика дорожно-транспортных происшествий в Тамбовской области остается напряженной. Каждое шестое нарушение совершает водитель, не имеющий водительских прав, каждое десятое - в нетрезвом состоянии. По уровню защищенности человека на дороге наша страна втрое уступает развитым странам, хотя там его снижение рассматривается как серьезная государственная задача.

Улучшению ситуации, по мнению автостраховщиков, будет способствовать экономическое воздействие на субъектов дорожных процессов. ОСАГО в этом отношении может стать эффективным дисциплинирующим инструментом, который позволит снизить аварийность и уменьшить количество жертв на дорогах. И этот инструмент уже в действии. При пролонгировании полиса ОСАГО на последующий год принимается коэффициент, учитывающий количество ДТП, произошедших по вине страхователя за предыдущий срок страхования. Учитывается его аккуратная езда. За каждый безаварийный год дается скидка 5% от взноса. Напротив, если водитель был виновником ДТП и компании приходилось возмещать ущерб, страхователь наказывается, получает своего рода штраф за аварийность и платит за полис больше. Такая система называется "бонус-малус".

В России никогда и никто точно не знал цены жизни и здоровья ее гражданина. Развитие страхового дела начиналось еще при Екатерине II. Но сегодня понимание этой цены подкрепляется правом. В России появился закон, который дает реальные гарантии пострадавшим в ДТП. Через несколько лет, надо надеяться, он будет восприниматься в обществе как естественная и привычная норма правового регулирования возможных конфликтов интересов, возникающих между субъектами дорожного движения, и к которым, по сути, относятся все граждане страны.

***

ИТОГИ

Автостраховщики подвели итоги первого года действия федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). На состоявшемся по этому поводу семинаре-совещании для представителей московских и региональных СМИ было заявлено, что требования закона выполнили 23 млн автовладельцев. За полисы заплачено порядка 45 млрд руб. при средней стоимости одного полиса 1960 руб. На сумму свыше 3, 8 млрд руб. произведены выплаты по заявленным страховым случаям. Более чем в Зраза сумма выплат возросла в I квартале нынешнего года по сравнению со II полугодием 2003 г. Это значит, что закон реально действует.

***

СПРАВКА

Однако в полном объеме закон начал действовать с 1 июля 2004 г. Если прежде права потерпевших в ДТП обеспечивались лишь за счет получения от страховой компании выплаты по обязательному страхованию, то с 1 июля можно получать компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших из специального фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Таким образом, система ОСАГО приобретает завершенность и может защитить права водителя, пассажира и пешехода. В настоящее время можно говорить об усовершенствовании закона. Например, упрощается процедура определения убытков, и выплат компенсаций при мелких ДТП.