Перейти к основному содержанию

Главная      Утрата товарной стоимости автомобиля по договору ОСАГО

Утрата товарной стоимости автомобиля по договору ОСАГО

С 1 июля 2003 года вступил в силу, за исключением некоторых положений, Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО). Указанный Закон принят, как сказано в преамбуле, в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Действительно, в данном Законе немало положительных моментов, однако применение его на практике не всегда соответствует названной цели. Потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях по-прежнему приходится обращаться в суд с исковыми заявлениями, и не только в тех случаях, когда сумма ущерба превышает максимальную сумму страхового возмещения, установленную Законом. Дело в том, что при оценке ущерба, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, учитывается не только стоимость восстановительного ремонта и запасных частей, но и утрата товарной стоимости автомобиля в результате аварии и связанного с ней ремонта. Страховые компании при выплате возмещения, ссылаясь на подп. "б" п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО, отказываются оплачивать утрату товарной стоимости, относя ее к упущенной выгоде. Суды зачастую придерживаются той же позиции.

Так, истец - ОАО "АВТОВАЗ" - обратился с иском к физическому лицу П., виновнику ДТП, о взыскании величины утраты товарной стоимости поврежденного транспортного средства. Представитель П. заявил ходатайство о привлечении к участию в деле страховой организации, выплатившей страховое возмещение в связи с данным ДТП без учета утраты товарной стоимости. П. возражал против иска, полагая, что отвечать в данном случае должна страховая компания, поскольку он застраховал свою ответственность. Страховая компания возражала против предъявления требований к ней, ссылаясь на названную норму Закона об ОСАГО, утверждая, что утрата товарной стоимости является упущенной выгодой. Мировой судья, рассматривавший дело, согласился с доводами страховой компании, иск удовлетворил.

По моему мнению, позиция страховых компаний и судов в этой части не основана на законе.

Согласно ст. 15 ГК РФ под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При этом, как следует из методических рекомендаций, которыми пользуются оценщики при определении стоимости ущерба, причиненного повреждением автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия, под утратой товарной стоимости подразумевается величина снижения стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту, сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик прочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства.

Как видно из приведенного перечня, утрата товарной стоимости есть такое снижение стоимости автомобиля, которое напрямую зависит от случившегося ДТП и последующего ремонта и характеризуется свойствами самого автомобиля, влияющими на его долговечность и безотказность, и никак не связано с неполученными доходами. Таким образом, утрата товарной стоимости автомобиля должна относиться к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, а значит, также должна оплачиваться страховыми организациями по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Иное толкование утраты товарной стоимости и применение его на практике со ссылкой на постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 763, утвердившее Правила страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, не основано на законе и приводит к нарушению положений ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей принцип полного возмещения вреда потерпевшему.

С учетом сказанного предлагаю внести дополнение в п. 1 ст. б Закона об ОСАГО, изложив его в следующей редакции:

"Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью, транспортному средству (включая утрату товарной стоимости) или иному имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации".

Аналогично следует изложить и пп. 2 и 5 Правил страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.