Перейти к основному содержанию

Главная      ВИКТОР КИРЬЯНОВ: "ШУМАХЕР НА НАШИХ ДОРОГАХ НЕ ВЫЖИЛ БЫ"

ВИКТОР КИРЬЯНОВ: "ШУМАХЕР НА НАШИХ ДОРОГАХ НЕ ВЫЖИЛ БЫ"

Каждый новый год для любого водителя начинается с того, что приходится заново учить правила (они меняются), туже набивать кошелек (вносятся коррективы в Кодекс об административных правонарушениях) и вообще ждать всяких новаций. Этот год - исключение

- В целом какова ситуация на дорогах России? Где самые проблемные, самые узкие места? Что показал год прошедший и чего ждать в нынешнем?

- По статистике, за прошлый год у нас 208 тысяч так называемых учетных дорожно-транспортных происшествий. То есть ДТП с пострадавшими. Всего в них погибло 34 тысячи 506 человек. Надо сказать, что это на 3,1 процента меньше по сравнению с годом предыдущим. Хотя общее количество ДТП увеличилось на 2,1 процента, а количество раненых возросло на 12,7 процента. Нельзя сказать, что здесь обстановка стабилизируется, но вдумайтесь: почти тысяча участников дорожного движения в этом году не погибли.

- Усиление ответственности за пьянство за рулем дало результаты?

- Да. Уже видно, что количество ДТП по вине пьяных водителей у нас поубавилось. Но количество задерживаемых в нетрезвом виде остается на том же уровне. Многие думают, что дадут взятку и "отмажутся". У нас как задерживали 350-400 пьяных водителей в день по Москве и Московской области, так на этом уровне показатель и держится. Конечно, это много. Посмотрите, сколько народу пьет и садится за руль! А сколько из них не попадаются инспекции?!

- Виктор Николаевич, а введение обязательного страхования гражданской ответственности сказалось на количестве дорожно-транспортных происшествий?

- Статистика говорит, что количество ДТП увеличилось в три раза. Но речь идет только о ДТП с материальным ущербом, то есть без пострадавших. Они не входят в учетные аварии. Как и любое дело, этот вопрос надо проанализировать. Конечно, есть положительные результаты, но их трудно оценить в полной мере. Сегодня получается такая картина: застраховался человек в одном месте, "накопил" нарушений, видит, что за страховку придется больше платить, он быстренько переметнулся в другую страховую компанию. Ведь у нас пока нет единой информационной системы. Есть отдельно по регионам, есть свои базы в разных страховых компаниях, но единой нет.

- В Польше полиция вызывается только в том случае, если в результате ДТП пострадали люди. А так водители обменялись визитками, и дальше - дело страховых компаний. Когда у нас такая система появится?

- Действительно, сейчас количество выездов инспекторов увеличилось в десятки раз именно из-за того, что надо оформлять мелкие происшествия. Но автострахование у нас молодое, можно сказать, только зародившееся. Нельзя от него требовать всего сразу. Но мы все равно к этому придем. Мы ведем переговоры со страховщиками, и некоторые вопросы уже решены. Есть еще проблемы, которые нужно обсуждать.

- Кстати, сейчас муссируется вопрос об отмене рукописной доверенности. Еще при введении ОСАГО утверждалось, что оно решит проблему доверенностей: есть у человека полис - имеет право пользоваться этой машиной. Не об этом ли речь сегодня?

- Есть две позиции. Одна из них: доверенности не нужны, потому что есть страховые полисы, в которых указано, кто имеет право управлять автомобилем. Но ведь есть сегодня и так называемые открытые полисы, которые позволяют любому управлять автомобилем. Другая позиция - это позиция криминальной милиции. При повсеместном использовании простых рукописных доверенностей очень сложно отследить, кто управлял автомобилем. Поэтому предлагается возвратиться к практике нотариально заверенных доверенностей. При сегодняшней ситуации с терроризмом это выглядит единственно возможным. Но сейчас идут только переговоры на эту тему, и в ближайшие дни конкретных решений принято не будет. Госдума, страховщики, мы, криминальная милиция должны сесть за стол переговоров и коллегиально разобраться с этим вопросом.

- Сейчас под снегом на дороге трудно сориентироваться. Сами дороги наши, к сожалению, не приспособлены: не видно разметки, я уж не говорю про стоянки... Кто отвечает за разметку, за чистоту, за долговечность дорожного покрытия, за то, чтобы она была удобна для езды?

- У нас, у Госавтоинспекции, есть контрольно-надзорные функции. А по Закону "О безопасности дорожного движения" ответственность и вообще это направление деятельности переданы органам исполнительной власти. Разметка, состояние проезжей части, светофорные объекты, дорожные знаки - это все находится у них в ведении. Но то ли у них денег не хватает, то ли желания нет...

- Господин Греф, будучи у таможенников, поручил им создать стандарт: автомобильный переход границы должен занимать не более 30 минут. А что в ГАИ? Сейчас на регистрацию автотранспорта уходит 6-8 часов. Сколько реально водитель должен тратить на это времени? Будет ли норматив?

- Вот простой пример: мы выпустили стандарт на приезд на дорожное происшествие (20 минут). Выполняется он реально? Сегодня, в зимних условиях, выделяется десять литров бензина на автомобиль. Куда на таком количестве топлива можно доехать? Для того чтобы соблюдать стандарты, требуется обеспеченность личным составом, бензином, транспортом... А сейчас до этого далеко.

Да, я считаю, что никаких очередей быть не должно. Регистрация должна занимать не более 30, максимум - 40 минут. Осмотреть машину и запустить ее на регистрацию. Но для того чтобы это запустить в жизнь, нужно условия создать. Я могу эти стандарты прописать. Но чем они будут подкреплены? Простой пример: человек купил машину, которая до этого стояла на учете в Калининграде, приходит регистрировать ее в Москве, при проверке "зависает" компьютер. Связь плохая. И в итоге на проверку уходит не пять минут, а полчаса, час... Вот и выстраиваются очереди.

- Есть возможность с этим бороться? Что для этого нужно?

- В первую очередь - финансы. Что в Москве происходит? Я иду вместе с начальником Московского ГУВД Владимиром Прониным к Юрию Лужкову, говорю: "Давайте хотя бы раз в году в бюджете пропишем "Создание условий для приема граждан", это и помещения, и компьютеризация, и связь. Все это в итоге позволит действительно принимать намного больше граждан и сократить очереди". Но что получается на деле? Надо строить основные здания для ГУВД? Надо. А условия для приема граждан отодвигают на второй план и финансируют по остаточному принципу. А работать в таких условиях, как сегодня, для Москвы - позор.

- А при чем тут телефоны? При сегодняшней компьютеризации и всеобщей информатизации создать соответствующие базы данных, подключить к сети подразделения несложно...

- Несложно. Но тоже стоит денег. Мы около десяти лет назад создали Межрегиональный регистрационный центр (МРЦ) для того, чтобы вся информация о машинах, водителях была доступна каждому пункту ГИБДД в любом месте страны. Но эта программа должна осуществляться и поддерживаться на федеральном уровне. В Петербурге, например, она финансировалась из местного бюджета. И сегодня Северо-Запад окрепший: там есть вся информация и по линии административной практики, и по линии дорожных происшествий, и по регистрации транспорта. Но у других регионов такой информации нет. А если какое-то звено в этой цепочке отсутствует, то и результата не будет. Надо, чтобы, как только человек получил водительское удостоверение, сразу начиналась история водителя. Как медицинская карта, так и база данных по водителю: нарушил - это заносится в базу, попал в аварию, прошел техосмотр, сменил машину... Чтобы понимать, что собой представляет этот участник дорожного движения. То же и по автомобилям.

- Два года назад ГАИ было дано поручение, чтобы была создана единая база по ввозимым иномаркам на предмет их легализации. Пока такой базы нет...

- Есть проблема и здесь. Действительно сейчас мы не можем 100-процентно отслеживать приход этих автомобилей, но мы делаем все для того, чтобы такая база была. Таможня нас полностью в этом поддерживает. Мы готовы работать.

- Но у этой проблемы есть и другая сторона. Это порождает и коррупцию на дорогах. Есть ли цифры, сколько за прошлый год было привлечено к ответственности сотрудников. ..

- Есть такие цифры. Только собственными силами в прошлом году мы выявили около девяти тысяч нарушений дисциплины и законности. Всех проштрафившихся строго наказали, а 570 сотрудников уволили.

-Можно личный вопрос? Вы - водитель с многолетним стажем. Вам самому ни разу в жизни не приходилось нарушать Правила дорожного движения?

- Сказать, что нет, было бы неправильно. Но страшнее другое: сегодня вообще общество в целом не готово к тому, чтобы не нарушать. И это надо перебороть.

- в Москве начался эксперимент с техосмотром. А именно - с его проведением на предприятиях автосервиса. Сразу вопрос: а не подорожает ли техосмотр?

-. - У нас в стране 33 миллиона автомобилей. Техосмотр в среднем обходится в 500 рублей. Сумма большая получается. Но мы-то говорим о другом. Сам по себе техосмотр ничего не дает. Он не отражает реальное техническое состояние парка. Кто-то взял "Жигули", подкрасил, подмазал, через месяц они развалятся, но талон техосмотра он уже получил... Мы сегодня говорим о цивилизованном рынке услуг. Что это такое? Когда вы в Германии или в Финляндии покупаете машину, вы смотрите технический паспорт и сервисную книжку - когда сделано техническое обслуживание. Вы уверены, что машина исправна, что заменены тормозные колодки, фильтры... А как это сделать у нас? Давайте начнем хотя бы с пассажирских перевозок. Сегодня купить автобус не проблема. Но ведь нужны средства на его обслуживание. И нужно, чтобы это обслуживание проводили специалисты на станции, которая может это обслуживание проводить. Чтобы запчасти на этот автобус устанавливались те, которые ему положены, то есть заводские, а не какие-нибудь левые. А как это сделать? Вот здесь нужны законы. Почему кто-то должен страдать оттого, что у кого-то шаровая опора на "Жигулях" выпала и он вылетел на полосу встречного движения?

- Действительно ли в этом году собираются ввести санкцию за неоднократные нарушения?

- Мы сейчас рассматриваем такую возможность. Будем вносить предложения в правительство, но пока еще рано говорить о том, когда и как это будет. Помните, раньше у нас были талоны: за три дырки нарушителя лишали прав. Во Франции и сегодня действует балльная система: набрал определенное количество баллов, и тебя лишают прав. Нам надо определить: как оценивать правонарушения, сколько баллов или отметок допустимо, на какой срок лишать прав, например, на три месяца или на полгода? Все это надо проработать.

- Раньше существовала практика продажи автомобиля по доверенности. Сегодня многие столкнулись с тем, что им приходят из налоговой инспекции квитанции на уплату транспортного налога за те автомобили, про которые они уже и помнить забыли. Что человеку делать?

- Надо прийти в регистрационное подразделение, где машина числится, написать заявление и снять ее с учета в утиль. Другого пути нет. При этом от вас не потребуется предъявлять машину, документы на нее. Вы числитесь хозяином? Можете ее смело списать.

- Но пострадает тот, кто ее купил...

- Это его проблемы. Надо было вовремя регистрировать машину на себя.

- Любицкий Александр Павлович возмущенно пишет о ремнях безопасности: "Подавляющее большинство не пристегивается. ГАИ никаких мер в этом плане не применяет". Мнение Кирьянова? Есть ли дискредитация правил по этому пункту?

- Хороший вопрос. Помните, в свое время средства массовой информации пестрили: мол, мелкие придирки. Но есть статистика, есть наука, которая доказала, что ремень безопасности нужен. В той же Франции мне было очень приятно смотреть, когда показывали ролик Шумахера, где он садится в машину, пристегивается ремнями безопасности и говорит: "Если бы я не пристегивался, может быть, не стал бы чемпионом"... А у нас спортсмены, звезды эстрады, кино, политики гордятся тем. что лихачат, нарушают правила и рассказывают о том, как гаишник, остановив их за какое-либо правонарушение, узнав, простил и отпустил. Чему это может научить? Здесь надо формировать общественное мнение.

- И напоследок. Примета сегодняшнего дня - очень много женщин за рулем. Есть отличия: женщина за рулем или мужчина?

- Статистики такой нет. Сказать, что сегодня на тысячу женщин аварийность выше, чем на тысячу мужчин, нельзя. Но многие женщины прекрасно водят. Посмотрите, Париж - Дакар. Немка "шурует" на джипе. Просто чудо, что вытворяет...

- А водит ли ваша супруга автомобиль?

- Водит, и мне нравится, как она водит. Главное в водителе не его пол, а умение. Среди мужиков дураков тоже хватает.Беседу вел В. Баршев.