Перейти к основному содержанию

Главная      "Богиня": как ее полюбили

"Богиня": как ее полюбили

Во Франции начались торжества по поводу 50-летней годовщины начала выпуска, пожалуй, самого удивительного автомобиля за всю историю французского автопрома. Это - модель Citroen DS, которой современники чуть ли не поклонялись, любовно называя ее ни много ни мало "Богиней".

Балерина среди "жуков"

История этого автомобиля началась 6 октября 1955 года. В этот день на Парижском автосалоне торжественно сняли покрывало с новенького автомобиля Citroen, получившего индекс DS, и публика ахнула. Послевоенная Европа была наводнена небольшими крепышами-"жуками" да малютками вроде Renault 4 CV или Fiat 500. Практичность и невысокая цена - вот девиз европейского автопрома 50-х годов прошлого века. Citroen DS на этом фоне смотрелась чуть ли не вызывающе: тонкая и изящная француженка, одновременно и элегантная, и стремительная, она не имела аналогов ни среди своих ровесниц, ни среди шикарных довоенных автомобилей.

Уже в первые часы после представления модели вокруг нее начался настоящий покупательский ажиотаж - к вечеру после первого дня открытия автосалона менеджеры Citroen получили 12 тысяч заявок на приобретение новой DS, а через десять дней, к концу закрытия выставки, число желающих срочно приобрести автомобиль увеличилось до 80 тысяч (! ) человек.

Главным дизайнером Citroen DS был выдающийся специалист своего времени Фламинио Бертони. Он родился в Италии, но в 20 лет перебрался жить и работать во Францию. Мэтр автомобильного дизайна, помимо создания машин, сильно увлекался архитектурой, имел в этом деле ученую степень и был женат на приме-балерине театра La Scala. Последним фактом многие объясняют то, что созданный им автомобиль отличался утонченными, изысканными и даже женственными чертами.

Действительно, внешний вид DS до сих пор удивляет смелостью дизайнерской мысли. Неординарная, каплевидная форма кузова с покатым капотом, закругленными передними и задними крыльями и небывало большой площадью застекления кабины делали DS схожим скорее с летательным аппаратом, чем с массовым наземным транспортным средством. Кстати, некоторые историки считают, что именно само понятие "аэродизайн" в автомобилестроении пошло именно от "богини".

Алюминий и пластик

Не менее впечатляющей и поразительной для современников была и техническая "начинка" новой машины. Начать хотя бы с материалов, из которых изготавливался кузов. До "сенсационного" перехода компанией Audi и других производителей на алюминиевые кузова оставалось еще 50 лет, а на Citroen DS уже капот, панели дверей и крышка багажника изготавливались из алюминиевых сплавов, а крыша делалась из диковинного для той поры пластика. Благодаря применению таких сверхлегких материалов у автомобиля получился низкий центр тяжести, что очень повышало его управляемость, а "космические" формы создавали рекордно высокие для своего времени аэродинамические показатели (коэффициент сопротивления встречным потокам воздуха при движении составлял 0, 31). Помимо этого новая машина была буквально напичкана самыми передовыми для своего времени техническими решениями. Впервые на серийном авто здесь были применены передние дисковые тормоза. Причем приводились они в действие уникальной гидравлической тормозной системой, которая равномерно распределяла тормозные усилия на все колесные оси, вследствие чего DS стал по праву считаться одним из самых безопасных автомобилей современности.

Опять же управлять автомобилем было одно удовольствие - маленькое, изящное рулевое колесо оснащалось гидроусилителем, из-за чего вращать им было чрезвычайно легко. А скорости переключались новейшей для своего времени "полуавтоматической" коробкой - они управлялись посредством рычажка под рулем, который опять же посредством гидравлической системы легко переключал нужную передачу.

Немало радовал потребителей и новый двигатель. Он имел довольно высокие показатели по экономичности - расходовал 10 л на 100 км. Правда, его мощность в 70 л.с. позволяла разгонять машину максимально до 140 км/ч., но этого было вполне достаточно для тесных улочек Парижа, Лиона и других крупных французских городов.

Но главное - автомобиль отличался уникальной и диковинной для своего времени гидравлической подвеской, когда ход машины смягчался не банальными пружинами, а закачанным под давлением в амортизаторы маслом. Эта подвеска могла при желании изменять дорожный просвет - явление, совершенно невообразимое для автолюбителя послевоенной Европы. Некоторые даже использовали это свойство подвески для замены колеса без домкрата.

Ей все еще поклоняются

Citroen DS продержался на конвейере 20 лет - почти рекордный показатель для серийной машины, а в общей сложности с 1955 по 1975 год было произведено почти полтора миллиона машин.

Правда, поначалу компании Citroen не удалось наладить безупречную сборку DS. Первые модификации машины - DS 19 имели явные технические недоработки. Особенно капризно себя вела гидравлическая подвеска, которая легко выходила из строя, особенно в условиях жары. Однако подобные огрехи не снизили спрос на Citroen DS. Действительно, высокий комфорт, удобство, безопасность и оригинальный внешний вид снискали модели большое число поклонников. Машину во Франции не только любили - ее боготворили. Не случайна за ней прочно закрепилось прозвище "Богиня" (аббревиатура DS созвучна с французским "deesse" - "богиня").

Citroen DS стал настоящем символом возрождающейся послевоенной Франции, воплощением духа свободы и утонченного французского вкуса, беспечности и радости жизни. Неслучайно Citroen DS так любил глава Французской Республики Шарль де Голль. Кстати, именно эта машина спасла ему жизнь во время покушения 1962 года, когда, даже несмотря на то что у машины были прострелены колеса, она смогла вывезти генерала из зоны обстрела, подтвердив свою репутацию не только комфортной, но и безопасной машины.

Уже после этого драматического случая в 1969 году специально для французского президента именно на базе DS был построен президентский лимузин под названием DS President. Машина эта была самой габаритной из тех, какими пользовались главы других стран, - она имела в длину 6, 53 м, в то время как автомобиль Брежнева "ЗИЛ-117" был длиной 6, 285 метра, a Lincoln президента Джексона - 6, 4 м.

Помимо президентского лимузина, за годы своего существования на базе Citroen DS было создано множество других модификаций. Это, в частности, созданный в 1958 году лимузин DS Prestige. В том же году был представлен универсал DS Break, который выпускался в 5 и 7 местных вариантах и на базе которого до середины 1970-х производили машины "скорой помощи". В 1960 году с конвейера начал сходить открытый DS cabriolet - одна из самых красивых открытых машин XX века. Ну а позже последовали DS-купе с посадочной формулой 2+2, а также спортивные модификации. Многие эти машины бережно хранятся поклонниками "Богини" до сих пор. Клубы любителей культовой "Дээс" существуют во многих европейских странах, поклонники этой машины есть даже в России.

В честь приближающегося юбилея в эти дни в Париже открыта грандиозная выставка. Она занимает общую площадь более чем 600 кв. м и рассказывает об истории возникновения машины, о том, как созданы и работают ее различные узлы и агрегаты. На недавней церемонии открытия выставки руководство концерна Citroen заявило, что "дух DS живет и сегодня". Некоторые технологии, примененные в этом автомобиле, до сих пор используются в ряде последних моделей Citroen, а некоторые дизайнерские идеи были использованы в создании новейшей модели пред ставительского класса Citroen С6.

* * *

В 1969 году специально для французского президента на базе Citroen DS был построен президентский лимузин. Машина эта была самой габаритной из тех, какими пользовались главы государств, - 6, 53 м в длину